✨В светлый день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, 25 декабря, на Архиерейском подворье святого праведного Иоанна Кронштадтского состоялось богослужение.

Божественную литургию совершил настоятель подворья, иерей Владимир Щербаков, ему сослужил иерей Даниил Щербаков.

 

За богослужением звучали песнопения в исполнении хора слушателей курса «Клиросное пение», которым руководила регент Вероника Кудряшова.

После завершения литургии, в теплой и дружеской атмосфере, клир и верующие поздравили отца Владимира с его Днем рождения.

 

 

 

25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Святитель Спиридон Тримифунтский – современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и, кажется, не менее почитаем в православном народе. И это почитание со временем всё более возрастает.

во Святой Троице.

С соизволения императора на этом Соборе присутствовали не только богословы, но также философы и учёные, большинство из которых были на стороне Ария. Отцы Собора, зная, что святитель Спиридон человек простой, совершенно незнакомый с греческой мудростью, опасались допустить его к состязаниям с ними. Что же святитель Спиридон? Уклонившись от ненужных состязаний, он исповедал своими словами то, что мы называем сейчас Символом веры, произнося его каждый день во время наших утренних молитв и за Божественной литургией. Он сказал: «Един Бог, сотворивший все Словом Своим и Духом. Веруем, что Сын Божий, Превечное Слово, после того как люди отпали от Бога, подчинившись греху и смерти, стал человеком, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, принял Крестные страдания и смерть и воскресил Своим Воскресением весь род человеческий. И ныне в Святой Своей Церкви Господь даёт силу новой жизни всем, с верою приходящим к Нему». Затем, обратившись к греческому философу, выступавшему на Соборе в поддержку нечестивого Ария, святитель Спиридон добавил: «Мы не исследуем тайны Бога любопытствующим разумом, ибо они превышают человеческое знание». Философ долго молчал, а потом сказал: «Я знаю, что в искусстве спорить одно искусное доказательство всегда можно отразить другим, еще более искусным. Но когда говорил этот человек, из уст его изошла некая непостижимая сила. Человек не может противиться Богу, потому – кто может мыслить, как я, да последует мне и примет веру во Христа Бога». Это и есть жизнь Церкви Христовой. И только так, силой благодати Божией, Церковь может передать миру то, чем она обладает.

Многие православные богословы минувшего века (особенно из разделенной тогда с нами Русской Зарубежной Церкви) не напрасно предупреждали, что последнее испытание нашей веры будет касаться тайны Церкви. Веруем во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Веруем, что только Православная Церковь хранит истину в полноте и неповреждённости. Помним слово святителя Феофана Затворника о том, что только Православная Церковь дышит Божественной жизнью обоими лёгкими, а у католиков осталось одно лёгкое, у протестантов – четверть лёгкого. Сегодня, как известно, все чаще звучат заявления псевдоревнителей «единства» о том, что они тоже веруют во Единого Бога. Идёт неутомимая работа в попытке объединить не только христиан различных конфессий, но и, в конце концов, все религии. Чтобы соединить Церкви, нас по существу призывают встать на внецерковную точку зрения. Оказывается, чтобы преодолеть то, что мешает объединению, надо своим умом судить то, чем обладает Церковь. Таким образом, безблагодатный человеческий ум, исполненный гордыни, ставит себя выше ума Христова. «Ибо мы имеем ум Христов», – говорит апостол Павел о Церкви. Замечательно сказал один богослов о том, что, где человеческий ум дерзает судить разум Церкви, там речь идёт не о соединении Церквей, а об их упразднении. А то, что мешает соединению с другими верами, становится ненужным – неким предрассудком.

Но Церковь потому только Церковь, что считает себя непогрешимой. Она обладает даром безошибочного суда только потому, что Глава этой Церкви – Христос, и в ней всегда присутствует Дух Святой. Это не какая-то случайная черта, это – самое существенное свойство Церкви, свидетельствуют все святые Отцы. Без этого она перестаёт быть Церковью. Если кто-то, находящийся в расколе или разделении, хочет соединиться с Церковью, он должен, прежде всего, осознать своё заблуждение. И тогда Церковь примет этого человека, обличив его и призвав к покаянию. Но сама Церковь не может быть судима никем. Самое главное для христианина – научиться смирению и послушанию Церкви. Потому что послушание Церкви – это любовь ко Христу. И только смиренным Бог даёт благодать, без которой невозможно подлинное исповедание веры и, значит, вечное спасение.

Святитель Спиридон против обновленцев

Очень важным представляется для нас и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви. По свидетельству историков Никифора и Созомена, он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости. Во время проповеди о расслабленном тот заменил евангельские слова Спасителя: «востани и возми одр твой» (Мк. 2, 12) на «востани и возми ложе твое». Не вынося изменений слов Писания, святитель сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься этого слова?» «Все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина», – говорит преподобный Серафим Саровский. И все святые Отцы заповедуют нам: «Золото принял, золото и передай».

Царственное священство

В необыкновенном соединении у святителя Спиридона, одновременно пастыря и пастуха, можно увидеть ещё одну тайну Церкви. В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9, 12). Он – Источник всякой благодати. Вся совокупность членов Церкви участвует в священстве Христа в той мере, в какой каждый соединяется со Христом. В Церкви – Теле Христовом – Глава и члены составляют одно, осуществляя полноту Христа. Церковь – всецелый Христос, говорят святые Отцы. Апокалипсис ясно утверждает эту тайну: «Он содеял нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1, 6; 5, 10). Так исполняется торжественное пророчество Писания: «А вы будете священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис. 61, 6). «Вы избранный народ» (Ис. 43, 20), «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6; Втор. 7, 6), «возлюбленный… которого Я избрал» (Ис. 44, 1). И, как букет цветов, собранный со всех полей, как пучок лучей, из всех обетований звучит слово апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»(1 Пет. 2, 9).

Святитель Спиридон вместе со всеми святыми Отцами показал, что только в этой перспективе следует понимать знаменитую 20-ю главу Апокалипсиса о первом воскресении, где праведники царствуют со Христом тысячу лет, – таинственный текст, в толковании которого было столько опасных мечтаний и заблуждений, вплоть до большевистской революции прошлого века и материалистических утопий наших дней.

Протоиерей Александр Шаргунов

Просмотров:(1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *